Подведены итоги муниципального семинара-практикума «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика».

/
Подведены итоги муниципального семинара-практикума «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика».

На базе МБОУ СОШ №7 им.академика В.П.Бармина ЗАТО Циолковский прошел муниципальный семинар-практикум «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика».

В семинаре приняли участие 42 педагогических работника школы.

В ходе семинара участники рассмотрели направления и содержание функциональной грамотности, определяемое международными исследованиями; познакомились с результатами российских школьников в международных исследованиях и проанализировали их дефициты и проблемы; обсудили в группах способы повышения мотивации к чтению, формированию читательской грамотности как ведущему направлению функциональной грамотности. Педагоги ознакомились со структурой глобальных компетенций такими как: содержательные области, когнитивные умения, направления оценки. В рамках семинара педагоги приняли участие в работе секций по направлениям.

По итогам семинара большинство педагогов осознали необходимость комплексного подхода к формированию функциональной грамотности и готовы применять практические формы, приемы и задания на уроках и во внеурочной деятельности.

В ходе работы семинара у части педагогов были выявлены следующие педагогические дефициты:

— неумение соотнести требования примерных образовательных программ по предметам и варианты календарно-тематического планирования, для корректировки его под требования ФГОС;

— неготовность к анализу видов заданий для урока и определению необходимого количества заданий на проверку знаний и заданий по их применению (контекстные задания по направлениям функциональной грамотности);

— затруднения при анализе заданий, направленных на формирование различных направлений функциональной грамотности.

 

Итоговые решения по вопросам семинара «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика».

  1. Рекомендовать руководителям МО:
    • В рамках подготовки школы к участию в общероссийской оценке качества общего образования по модели PISA в 2024 году общеобразовательной организации необходимо включить в рабочие планы мероприятия по вовлечению педагогов в процесс формирования функциональной грамотности обучающихся;
    • Обеспечить организацию и проведение мероприятий регионального и муниципального планов в ОО в части касающейся ОО (п.6 приказа министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2021 № 1158 «Об организации мероприятий, направленных на формирование
      функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Амурской области в 2021/22 учебном году»; п. 2.2. приказа № 132 от 21 сентября 2021 года «Об организации мероприятий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной организации ЗАТО Циолковский в 2021/22 учебном году»);
    • Обеспечить организацию и проведение мониторингового исследования по функциональной грамотности обучающихся в школе;
    • Оснастить кабинеты терминологическими словарями по соответствующим учебным дисциплинам.
  2. Рекомендовать педагогическим работникам (учителям, реализующим образовательные программы основного общего и среднего общего образования по учебным предметам (физика, история, обществознание):
    • Приступить к формированию полноценного банка текстов, включающих все типы.
    • Использовать на уроках в течение учебного года все возможные типы текстов и виды заданий, шире использовать таблицы, графики, функциональные зависимости (уравнения), рисунки, схемы, аудио и видео ряд, реальные объекты окружающего мира (включая технические) в контекстных заданиях.
    • Составить список терминов предметного курса, вызывающих наибольшие затруднения как в понимании, так и в произношении, включая расстановку ударений (резервуар, когерер, люминесценция, хемилюминесценция, аккумулятор и др.) для дальнейшей работы с ними.
    • Использовать единую терминологию, исключающую разное понимание одного и того же понятия; задействовать для этой и других целей возможности межпредметных взаимодействий.
    • Соблюдать общий орфографический режим на всех предметах, анализировать и объяснять описки и стилистические ошибки в построении фраз, особенно когда это приводит к искажению истинности физического содержания, а в итоге – неверному ответу.
    • Использовать различные типы и виды учебных занятий. Чаще проводить физические диктанты, организовывать конференции, дискуссии, фронтальные беседы и индивидуальные собеседования, писать сочинения, устраивать инсценировки с физическим содержанием, чтобы научить говорить детей на языке науки и понимать этот язык.
    • Повысить эффективность процесса формирования научных понятий учебного курса у школьников, опираясь как на классический, так и современный научно-методический фундамент.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обращение граждан